15 октября 2009
Министерство финансов Российской Федерации
П и с ь м о№ 03-04-06-02/75 24.09.2009
Вопрос: Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития муниципального образования просит рассмотреть и дать разъяснения по следующему вопросу:
Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы. Если мы выплачиваем материальную помощь, относимую к п. 23 ст. 270 НК РФ, то вправе ли мы не начислять на нее страховые взносы?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 17.08.2009 по вопросу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
Пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса установлено, что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком единого социального налога, но является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N
Пунктом 1 статьи 236 Кодекса установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса указанные в пункте 1 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и, следовательно, налоговая база по налогу на прибыль у таких организаций не формируется как таковая.
В связи с тем, что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на прибыль организаций, на нее не распространяется пункт 3 статьи 236 Кодекса.
Таким образом, выплаты в пользу физических лиц по вышеупомянутым договорам, производимые организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в виде материальной помощи, облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.
Заместитель директора Департамента
С. В. Разгулин
Минфин РФ в своем письме
В связи с тем, что имущество унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия норма, запрещающая применять УСН организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, не распространяются.
В связи с этим государственные унитарные предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения требований главы 26.2 НК РФ.
Операции по оказанию услуг по реализации лотерейных билетов, оказываемые распространителями лотерейных билетов, налогообложению НДС не подлежат.
Что касается операций по реализации оператору лотереи работ или услуг по изготовлению лотерейных билетов, квитанций, купонов, операций по реализации лотерейного оборудования, программных продуктов, работ по обслуживанию и ремонту лотерейного оборудования и программных продуктов, а также услуг по аренде имущества, используемого при проведении лотереи, то для таких операций освобождение от НДС не предусмотрено.
Такие разъяснения можно найти в письме Минфина РФ
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 15 сентября 2009 г. по делу
При рассмотрении дела инспекциями не представлено доказательств того, что суммы недоимки, на которые ссылается налоговый орган в обоснование своей правовой позиции, соответствуют фактической обязанности налогоплательщика перед соответствующим бюджетом и превышают или равны суммам переплаты, указанным в актах сверок и в справках, представленных лицами, участвующими в деле.
Исходя из этого, суды правомерно удовлетворили требования общества, установив, что у него имеется переплата по федеральным налогам, во много раз превышающая требуемую налогоплательщиком из бюджета сумму налога на прибыль, а также отраженную на карточках лицевого счета задолженность по федеральным налогам и пеням, заключил ФАС.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 18 сентября 2009 г. по делу
Розничной торговлей для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД признается продажа товаров покупателям за наличный расчет или с использованием платежных карт.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой торговли, является цель дальнейшего использования приобретенных покупателем товаров. При розничной торговле покупатель приобретает товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
То есть законодатель признал розничной торговлей продажу товаров по договорам розничной купли-продажи независимо от формы расчетов, заключил ФАС.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 18 сентября 2009 г. по делу
Здесь ФАС указал, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2007, налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, с 01.01.2007 налоговые органы не имеют права доначислять налоги, начислять пени и штрафы, если налогоплательщик при исчислении налога действовал в соответствии с полученным им разъяснением Минфина РФ.